Главный редактор одного бизнес-издания рассказал нам о своей профессии, ее сложностях и о том, как стать журналистом.

Как пришел в журналистику

Я пришел в журналистику практически случайно. В моем случае хобби переросло в профессию. С детства я увлекался автомобилями, много читал про них в газетах и в старших классах уже писал небольшие новостные статьи для одного из общероссийских порталов об автомобилях, который к моему удивлению такие материалы начал печатать, а через какое-то время и стал платить гонорары. Позже в нашем городе начали появляться печатные СМИ об автомобилях, в одном из таких изданий также начали публиковать мои статьи. Сейчас написанные мной тогда материалы, конечно, вызывают улыбку, но тогда это был хороший старт. Постепенно издания становились все более органичными с точки зрения контента, я тоже со временем стал писать лучше.

Но поступать я все таки решил на экономический — журналистика для меня всегда была хобби и становиться профессиональным журналистом я на тот момент не планировал, рассчитывал заниматься этим в дополнение к основной, “серьезной” работе.

Раз теперь я стал студентом экономического факультета, решил попробовать писать об этом. Таким образом, я начал вникать в деловую журналистику.

На 3 курсе я пришел в издание, где работаю до сих пор, это был 2007 год. Продолжил писать материалы об автомобилях, но уже в контексте автомобильного рынка и с точки зрения бизнеса. После окончания университета становиться журналистом я по-прежнему не планировал. Рассматривал для себя сферу маркетинга. У меня даже были предложения от 2-х крупных компаний, — автомобильной и ИТ-шной, но несмотря на то, что я одной ногой практически ушел, я понял, что у меня к ним не лежала душа. Мне нравилось то, чем я занимаюсь, поэтому я решил остаться в издательстве. Сначала я стал заместителем главного редактора нашей группы изданий и главой онлайн-портала, а затем уже главным редактором издания. В то время издательства обычно возглавляли люди гораздо более опытные, поэтому когда я приходил в компанию, то и подумать не мог, что через 5 лет смогу дойти до такой позиции.

Кстати говоря, я до сих пор каждое утро с желанием иду на работу и совершенно не жалею о своем выборе.

О сложностях в профессии

Конечно, приходя на работу, я многого не знал. О том, как работает редакция, например. Но серьезных открытий не было. Наблюдая за опытом коллег, я понял, что довольно сложно сделать журналистику своим делом на всю жизнь. Есть 2 вещи, которые в этой сфере нужно просто принять:

1. В журналистике никогда не было больших денег и сумасшедших гонораров, материальное благополучие это не про работу журналиста;

2. Кризис очень влияет на сектор. Если в экономике кризис, рекламный бюджет издательств падает, становится сложнее вести бизнес, и многие журналисты в этот период просто вынуждены покидать профессию.

Мне знакомы ситуации, когда действительно талантливые люди уходили из журналистики в период кризиса, т.к. нужно было кормить семью. Многие затем и возвращались профессию, но потом снова уходили, сталкиваясь с материальными ограничениями в отрасли.

Раньше я думал, что подобная ситуация случается только в регионах, но в Москве такая же история: какие-то издания уже закрылись, какие-то на грани и пытаются нащупать новый вектор развития или изменить формат. В 2005 году, ситуация в отрасли была более стабильной, СМИ в регионах были очень развитыми, создавались новые проекты, люди работали и получали удовольствие. Сейчас многие из тех, кто работает журналистами, планируют накопить связи и уйти в PR или маркетинг. Когда я писал для одного крупного московского журнала, мой гонорар не был намного выше, чем я привык зарабатывать, кроме того, с выплатой также были задержки. В регионах нет четкого понимания, что нужно делать, чтобы твой доход стал выше. В Москве, например, знание иностранного языка — хорошая прибавка к зарплате.

Когда я слышу, что всем известный нам Дудь говорит о том, что не стоит идти в журналистику, я его прекрасно понимаю и в общем-то разделяю его позицию, несмотря на ее категоричность. У людей часто возникает множество иллюзий об этой профессии, а затем и разочарований.

Журналистика затягивает, она обеспечивает сменяемость событий и динамику, этого нет во многих профессиях. Это не иллюзия, но суррогат. Журналист — это наблюдатель, поэтому иногда может казаться, что ты не живешь своей жизнью, и это нужно осознавать.

Для некоторых работа в издании стала просто одним из этапов или шагов к будущей карьере, кто-то раскрылся благодаря журналистике, и это, конечно, плюс.

О будущем печатных изданий

Сейчас нас окружает гораздо больше информации, чем, например, 5–10 лет назад, поэтому наступает перенасыщение. Раньше, если ты не хотел знать о войне в Сирии, ты мог просто не включать телевизор, сейчас это сделать практически невозможно. Информация повсюду: в соцсетях, в интернете, в общественных местах — абстрагироваться практически невозможно. Несмотря на то, что большая часть моей работы — это наш интернет-ресурс, мне нравится полистать какое-нибудь печатное издание по типу «Ведомостей». В Германии, кстати, жители много читают именно печатные газеты, хотя уровень проникновения интернета у них довольно высокий. Поэтому я думаю, что деловые СМИ никуда не денутся — издания уровня Financial Times, Wall Street Journal в мире или «Коммерсант», «Ведомости» в России останутся на бумаге.

Про рейтинги

Illustration: Andrew Kolb

Большой прирост траффика на наш сайт мы получили благодаря «Яндекс Дзен», это стало для нас приятной неожиданностью. В журналистике всегда существует соблазн немного “пожелтить”, чтобы получить больше просмотров. Но в деловой журналистике так нельзя, здесь под каждое утверждение должны быть аргументы. Мы можем иногда “заострить”, но только в том случае, если это не выходит за рамки редакционной политики. Поэтому чаще всего стараемся получать просмотры за счет бизнес-эксклюзивов и резонансных аналитических материалов.

О конкуренции в отрасли

Когда я только пришел в издание, была достаточно высокая конкуренция. Чтобы удержаться, нужно было показывать хорошие результаты и доказывать, что ты лучше других журналистов, просто таланта было недостаточно. Сейчас ситуация изменилась. Уровень конкуренции внутри издания стал ниже, так как людей в журналистике просто стало меньше. Чего нельзя сказать про конкуренцию между изданиями. Здесь важно быть первыми, доставать эксклюзив. И я рад, что сейчас работаю в команда, где не нужно объяснять, почему важно писать лучше, быть первыми и получать информацию, которой нет у других.

Про стресс

Уровень стресса за время работы, конечно, снизился. Я не переживаю как раньше за каждый свой материал, стал спокойнее, несмотря на то, что ответственность увеличилась. Опыт позволяет проще относиться к вещам и мыслить конструктивно. Не могу сказать, что мои коллеги, постоянно переживают и находятся в состоянии стресса. Стресс скорее связан с большим объемом работы, трудно успеть все вовремя.

В целом, если убрать фактор финансовой нестабильности в отрасли, журналистика — это прекрасная работа, она не простая, но интересная. Постоянная сменяемость событий, знакомства, новые контакты и опыт, мероприятия, премьеры и закрытые показы — все это стоит усилий и приносит удовлетворения от того, что ты делаешь.

Как стать журналистом

Не могу говорить о Москве, но в регионах раньше был серьезный отбор. Сейчас мы часто даем людям возможность с нами поработать, если они хотят попробовать себя в этой сфере. Когда я только начинал, часто предлагал свои статьи разным изданиям, писал на все e-mailы, которые удавалось найти. Некоторые СМИ откликались на мои письма и публиковали мои статьи, некоторые — нет. Тогда я начал отправлять не только сам материал, но и описывал, как его можно монетизировать с помощью рекламы, например. И это сработало.

Поэтому я бы порекомендовал всем начинающим журналистом стучаться во все двери и тогда, какие-нибудь обязательно откроются, главное не опускать руки и ставить себя на место издания.

Сейчас развиваться в этой сфере стало еще проще — можно вести свой блог или писать посты в соцсетях, стараться найти и понять свою аудиторию, а затем продвигать свой канал. Если вам это будет интересно, можно задумываться о работе в СМИ и развивать свои профессиональные качества. Поскольку я работаю в деловой журналистике, могу сказать, какие навыки крайне важны для нас. Ключевых всего 2 — это умение находить нужную информацию и анализировать ее, и умение писать. Причем какой из этих навыков важнее еще вопрос. Для нас проще научить человека правильно и четко излагать свои мысли, чем научить анализировать. Именно поэтому в деловой журналистике много людей из других профессии и без профильного образования. Часто человек, будучи профессионалом в какой-то конкретной области, например, банковской, добивается успехов в деловой журналистике, реже — наоборот.