Конструкторы еды — быть или не быть

Есть ли у конструкторов еды будущее в России? Сервисы, позволяющие получить на дом набор ингредиентов для приготовления блюд, уже нельзя назвать редкостью. Правда, отношение потребителя к ним остаётся неоднозначным. В странах Европы и США такая практика стала почти обыденностью, и весь вопрос в том, возможен ли тот же уровень востребованности у нас.

Текущее положение компаний, предлагающих такие услуги, нельзя назвать показательным и окончательным, ведь многие тренды по-прежнему приходят в Россию с опозданием, или с опозданием получают широкое распространение (это, видимо, привет ещё из Советского Союза).

Конструктор еды пользуется большой популярностью за рубежом в связи сразу с несколькими факторами.

Во-первых, это тотальная экономия времени: наборы позволяют не думать и не планировать меню на неделю вперёд. А значит, и не составлять списков, в которых нужно учитывать количество каждого продукта, необходимое для того или иного блюда. Собственно, выписывать ингредиенты и расхаживать по супермаркету в поисках каждого из них (а потом ещё выбрать конкретного производителя), нравится далеко не всем. Набивание тележки – мероприятие не из быстрых, а очереди на кассах добавляют хождению по магазинам особое очарование. Получается, конструктор еды решает все эти части одной проблемы.

Во-вторых, важным фактором является обычная лень, ведь в магазин нужно ещё выбраться, найти для этого силы, желание. Да и само составление будущего меню многие находят занудной вещью, заниматься которой не только долго, но и неинтересно.

В-третьих, конструкторы еды помогают тем, для кого привычные блюда стали уже единственным вариантом. То есть для всех, у кого нет ни фантазии, ни желания придумывать и искать новые рецепты, а потом пробовать воплотить их в жизнь (да ещё переживать, что из этого выйдет: вдруг получится нечто совсем несъедобное). При этом, ажиотаж вокруг здорового питания достаточно силён, чтобы заставить людей задуматься о своём рационе и захотеть сделать его более разнообразным и сбалансированным. Конструкторы еды, как правило, предлагают именно это: пищу, которая считается (и, наверное, заслуженно) полезной.

С этим связана и ещё одна особенность “коробочек”: не нужно искать редкие ингредиенты, которые требуются в малых количествах, но не продаются в таком одноразовом объёме. Именно эту возможность предоставляют наборы еды: не искать что-то незнакомое и труднодоступное, и при этом приготовить полноценное блюдо, которое будет соответствовать рецепту без каких-либо упущений.

Наконец, стоит добавить, что чёткое разделение на порции в конструкторах часто воспринимается потребителем как денежная экономия: кто знает, сколько продуктов отправилось бы в мусорку в ином случае.

Преимущества перед готовыми блюдами из ресторанов – более низкие ценники. К тому же, срабатывает странный парадокс: еда, приготовленная “из коробочки”, воспринимается как более домашняя. Человек может осязать и обонять все продукты, которые использовал в процессе (как минимум, на предмет свежести), и это повышает уровень доверия к сервису. Это удивительный факт, ведь в розничном магазине в первую очередь внимание обращается на бренд и поставщика, а в случае с конструктором информация о них не всегда доступна и очевидна.

Все эти особенности актуальны и в России, однако явление пока не получило очень широкого распространения. В чём причины?

Для начала, несмотря на то, что такой сервис более экономичен, нежели доставка блюд из ресторанов, наборы для готовки остаются не слишком бюджетным вариантом на каждый день. Для отечественного потребителя этот фактор играет существенную роль (особенно в кризисоподобных условиях).

В этом смысле клиентами сервисов такого типа могут стать одинокие люди или пары: тогда средний ценник можно будет назвать более или менее приемлемым, а еды хватит “на всех обоих”.

Целевая аудитория фуд-конструкторов – потребитель, находящийся в неком промежуточном состоянии. Это человек, который зарабатывает достаточно, чтобы экономить не деньги, а такие не лишние минуты и часы, но при этом у него должно быть и достаточно времени на приготовление, скажем, завтрака или ужина. Такой потребитель находится где-то между теми, кто не может позволить себе заплатить более высокую цену за, в сущности, недорогие продукты только из-за удобного формата, и теми, кто ежедневно ест в ресторанах без особого ущерба для кошелька.

Это довольно узкая категория людей, поскольку тот, кто неплохо зарабатывает, обычно имеет не слишком много свободного времени и с большей вероятностью закупится в ближайшем супермаркете всевозможными мюсли и хлопьями, а ещё овощами для быстрого салата на ужин, чем примется готовить сложносочинённое блюдо, за которым нужно следить у плиты.

В данный момент самым адекватным решением может быть запуск подобного сервиса “коробочек” в крупных городах с быстрым ритмом жизни, поскольку именно там это может окупиться. В регионах, где люди живут в более спокойном темпе, вряд ли стоит ждать особый спрос на услуги подобного рода.

Возможно, для успешного развития сервисов-конструкторов (а во многом это зависит от снижения цен на “коробочки”), стоит обдумывать меню как можно тщательней. Все знают уже хрестоматийный пример с American Airlines, которые убрали из салата всего одну оливку и неплохо сэкономили на этом (40 000$ за год). Удачным решением было бы снизить цены за счёт исключения особо редких и дорогих ингредиентов, которые зачастую заметны лишь искушённым гурманам.

  • 1
Рейтинг
2