Пользовательский интерфейс: вводный курс для новичков стартапа (лонгрид)

«Клиентам абсолютно безразлично то, какие решения вы можете предложить – их волнуют только сами проблемы» (Дейв Мак-Клюр).

1. Полезный однажды — полезный навсегда.

Будет ли инструмент для чистки банана полезен в быту? В первую очередь продукты и услуги должны быть полезными, и лишь во вторую – удобными. Они должны приносить пользу, удовлетворяя какую-либо физическую или психологическую потребность человека. Что именно делает ваш продукт полезным?

2. Цель – наше всё.

Что общего между Instagram, Dropbox, Basecamp и Airbnb? Каждое из этих приложений создано для своей единственной конкретной цели, которую они выполняют чертовски хорошо! «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Конфуций).

Ваш продукт должен служить одной ключевой цели, и вы должны пристально следить за тем, чтобы эта цель выполнялась как можно лучше. Отличительная негативная черта огромного количества нынешних стартапов заключается в перегруженности продукта лишними функциями, которые по факту не являются ни полезными, ни удобными. Кто захочет покупать такой продукт? Какова ключевая цель вашего продукта?

3. Минимально оплачиваемый продукт.

Все вокруг твердят о прототипах под названием «минимально жизнеспособный продукт» – но они оставляют желать лучшего. Не потому, что они выполняются некомпетентными людьми, а потому, что такие продукты делают то, что пользователю не нужно.

Так что советуем забыть о «минимально жизнеспособных продуктах», и начать выпускать действительно полезные продукты, за которые будет не жалко заплатить. Начните с простых вопросов: по какой именно причине покупатель будет готов заплатить за ваш продукт? Что на самом деле несет в себе ваш продукт?

4. Красивый не значит удобный.

Если вы считаете, кто красивый интерфейс с модными кнопочками сразу же придаст продукту практичность – вы заблуждаетесь. UX (опыт пользователя) относится к тому, насколько продукт полезен, удобен и значим для пользователя, а UI (пользовательский интерфейс) отвечает за то, чтобы конечный вариант продукта выглядел хорошо и красиво. Что для вас важнее: чтобы ваш продукт был полезным и удобным, или же просто красивой пустышкой?

5. UX – всё ради пользователя.

Как было сказано выше, UX относится к тому, насколько продукт полезен, удобен и значим для пользователя. Если у вас нет четкого понимания о том, что нужно вашим потенциальным клиентам – вы не сможете создать правильный дизайн продукта. Но никогда не поздно понаблюдать за реальными пользователями, узнать об их повседневной жизни. Таким образом, у вас сложится более четкое и правильное представление о том, каким должен быть ваш продукт. И помните — вашим потенциальным клиентом может стать кто угодно, так что не стоит ориентироваться на вкусы ваших родственников, друзей или коллег! Вы понаблюдали хотя бы за десятью потенциальными пользователями вашего продукта?

6. Проявите эмпатию.

Многие руководители стартапов считают Axure и Photoshop наиболее полезными инструментами для UX. Только на самом деле, это относится не к UX, а к UI!

Слышали ли вы об удивительном инструменте под названием «Эмпатия»? Этот инструмент используется ведущими инновационными профессионалами по всему миру для разработки потрясающих продуктов. Да-да, речь идет о простом человеческом сочувствии. Эмпатия – это способность распознавать эмоции, которые испытывают другие люди – в данном случае, ваши потенциальные клиенты. Эмпатия – это когда вы чувствуете то, что чувствуют другие, когда вы пропускаете через себя их надежды, желания и боль. Если вы будете создавать продукт, закрывшись ото всех, созданный вами продукт может оказаться никому не нужным. Когда вы «чувствуете» своих клиентов, вы создаете потрясающие проекты. Можете ли вы рассказать 5 историй о том, как ваш продукт может помочь людям?

7. Рисуйте дизайн концепции на бумаге.

Когда вы разрабатываете дизайн концепции с помощью графических редакторов, то в качестве обратной связи вы обычно получаете замечания о цветовых оттенках, шрифтах и выравнивании, и ни слова о самой концепции. Когда же вы набросаете дизайн на бумаге, вы услышите действительно полезные комментарии – о пользе и удобстве продукта. К тому же, такие зарисовки – быстро, легко и дешево! После того, как вы разобрались с концепцией продукта, пришло время переходить к деталям с помощью инструментов прототипирования.

8. Дизайн должен быть интерактивным.

Специалисты по маркетингу проводят бизнес-симуляции, программисты проводят тестирования. Дизайнерам также необходимо проводить тестирования для выявления проблем в дизайне их решения. В данном случае тестирования проводятся с помощью реальных пользователей с использованием различных прототипов продукта. В идеальном варианте сперва проектируется дизайн, затем его тестируют с помощью пользователей, затем вносятся исправления на основе теста. Если вы не проводили тестирование своего продукта с помощью пользователей, вы понятия не имеете о том, что вам необходимо в нём исправить.

Начинайте проводить тестирования на ранних этапах разработки дизайна, и проводите их как можно чаще – это придаст вам уверенности в создании полезного и качественного продукта. Смело отказывайтесь от неудачных проектов и принимайтесь за новые, начиная снова, снова и снова!

9. Проводить опросы – бесполезное занятие.

Быть может, вы захотите провести опросы среди пользователей. «Что вам нравится?» «Какие, по вашему мнению, хорошие и плохие черты этого продукта?» «Как я могу улучшить этот продукт?»

Все вышеперечисленные вопросы могут дать вам очень предвзятые ответы пользователей, что не принесет никакой пользы для разработки продукта. Поэтому, ВЫ НИКОГДА НЕ ДОЛЖНЫ проводить опросы! Опросы показывают предвзятые мнения, так что если вы уже провели опрос, выбросите его результаты в мусорный ящик – там им и место! А вот что вам необходимо сделать – так это понять поведение пользователей. «Очень сложно создавать продукты, опираясь на фокус-группы. Часто люди не знают, чего хотят, пока вы им это не покажете» (Стив Джобс).

10. Выбирайте тестирование.

Как проводить тестирования для понимания поведения пользователей? Это довольно легко. Следуйте приведенным ниже пунктам, и вы станете настоящим профи в понимании поведения пользователей.

a.Составьте список из 3-5 ключевых задач, которые пользователи будут делать регулярно с помощью вашего продукта. Например: сделать счет-фактуру, переслать счет-фактуру, проверить, был ли оплачен конкретный счет, и отправить напоминание о задержке платежа.

b. Пригласите пользователей в свой офис (в качестве индивидуальных встреч), создайте для них комфортную обстановку.

с. Покажите пользователю основной экран и попросите выполнить первое задание. Также попросите его сопровождать решение задания своими комментариями.

d. Наберитесь терпения и внимательно следите за действиями пользователя, не отвечайте на вопросы, связанные с использованием продукта. После завершения пользователем выполнения первого задания (независимо от того, успешно ли он с ним справился или нет), предложите задание № 2.

е. После каждой задачи задавайте вопросы только о том, почему пользователь выбирал те или иные методы решения, а не о том, что ему понравилось или не понравилось.

f. Когда работа подойдет к концу, предложите пользователю небольшой подарок. Впрочем, чашка кофе с печеньками тоже сойдут.

g. Не беспокойтесь о том, как проводить анализ проделанной работы – к тому моменту в вашей голове уже будет как минимум несколько идей о том, как решить проблемы!

Теперь вы присоединились к избранному числу людей, которые постигли темное искусство юзабилити-тестирования (UT). Пообещайте, что будете проводить его регулярно! Для удаленной работы с пользователями вы можете использовать платформу WebEx. Вам не нужны рабочие прототипы – можно использовать бумажные, просто накладывайте следующий экран на текущий.

11. Аналитика + юзабилити-тестирование.

Аналитика – это отличный способ узнать, откуда пришли ваши пользователи, что они сделали, и куда направились дальше. Аналитика является отправной точкой для определения возможных проблем в использовании. Однако аналитика не сможет вам помочь, когда вы захотите понять причины поведения пользователей: почему люди приходят, почему они делают то, что делают (или не делают), и почему они уходят. Юзабилити-тестирование — прекрасный инструмент для понимания причин поведения пользователей — вы ведь уже стали в нем профи!

12. Зависимость от фидбэка.

Когда у пользователей возникают проблемы, которые они не в состоянии самостоятельно решить – они звонят вам или присылают е-мейлы. Однако, большинство пользователей не будут с этим заморачиваться – они просто перестанут пользоваться вашим продуктом. Фидбэк не сможет показать вам полную картину эффективности использования вашего продукта. Юзабилити-тестирование сблизит вас с пользователями и поможет сразу же понять реальные проблемы. Таким образом, вы сможете решить огромное количество проблем до выпуска продукта, избавив себя от лишней «головной боли».

13. Создавайте 3D модель продукта в Keynote или Powerpoint.

Я нарисовал прототипы на бумаге, я их протестировал – пользователям понравился мой продукт, могу ли я теперь использовать инструменты прототипирования? Да, настало время использовать все самые мощные инструменты для создания прототипов. Ключевой проблемой на этом этапе является необходимость обратной связи от нескольких заинтересованных сторон — клиентов, пользователей, экспертов и тд. Поэтому следует выбрать инструмент, с помощью которого можно получить отличную обратную связь.

Максимально подходящими для этого инструментами являются Keynote (на Mac) или PowerPoint. Оба инструмента открывают возможность детального изображения и описания продукта. Огромный плюс в том, что вы сможете отправлять людям получившийся документ для обзора, или же продемонстрировать его на проекторе.

14. Пять вопросов для улучшения пользовательского интерфейса.

Не забудьте задавать себе эти 5 вопросов при каждом взаимодействии с пользователем – они помогут вам создать действительно полезный продукт.

a. Какая информация необходима пользователю для выполнения данной задачи?

b. Что можно сделать, что предоставить эту необходимую информацию?

c. Какой следующий шаг является самым логическим для предполагаемого пользователя?

d. Как мы можем направить пользователя на выполнение следующего шага?

e. Чего достигнет пользователь, выполнив эту задачу?

Рейтинг
0