89% стартапов планируют зарабатывать в России

По данным исследования Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, проведенного в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST, 89% стартапов назвали ключевым для себя российский рынок.

В опросе приняли участие более 250 IT-проектов, подавших заявки на фестиваль HSE FEST. Предметом исследования стало определение приоритетных рынков, а также использование проектами современных технологий искусственного интеллекта.

Опрос респондентов показал, что 89% участников исследования назвали Россию приоритетным рынком развития. При этом 65% проектов разрабатывают решения, направленные на замену импортных аналогов. Порядка 80% импортозамещающих продуктов разрабатываются для сфер образования и медицины.

«Российские стартаперы понимают, что в перспективе могут выйти на международные рынки, например, через Азию или Латинскую Америку, но сейчас стремятся стать лидерами именно в российском сегменте, – комментирует итоги исследования директор Центра инновационного предпринимательства Питерской Вышки, организатор HSE FEST Елена Климшина. – Тому есть несколько объяснений.
Во-первых, высокий уровень развития IT-индустрии и высокий уровень интеллектуального капитала в нашей стране. Во-вторых, многих привлекает перспектива занять освободившуюся после ухода иностранных компаний нишу в противовес сложностям, связанным с выходом на международные рынки.

Так же из интересного, среди участников Фестиваля мы наблюдаем большое количество проектов по направлениям образовательных, медицинских и зеленых технологий. Бум образовательных проектов можно объяснить высоким запросом поистине гигантской аудитории на качественное улучшение своих жизненных обстоятельств, и, при этом, низким порогом входа в рынок. Медицинские проекты и зеленые технологии гораздосложнее в разработке, привлечении финансирования и продвижении. Но, на мой взгляд, такими проектам зачастую занимаются искреннее заинтересованные люди, можно даже сказать, альтруисты, готовые ради идеи бороться со всеми возникающими сложностями».

До последнего времени молодые IT-компании традиционно стремились работать на внешних рынках, в первую очередь в Северной Америке и Европе, тогда как Азия, Ближний Восток, Латинская Америка и Африка часто рассматривались либо как малозначительные, либо как недоступные рынки. Однако рост транзакционных издержек и рисков на внешнем рынке делает такую стратегию развития стартапа менее привлекательной, что подтверждается результатами исследования. 44% проектов назвали целевыми страны Азии, рынок ЕС – 40%, Латинская Америка сравнялась с США по привлекательности – 33%. Страны Ближнего Востока и Африки к целевым отнесли 29,6% и 25,9%, соответственно.

По результатам исследования 74,9% проектов из числа опрошенных используютразличные технологии искусственного интеллекта.

Из числа наиболее интересных и перспективных технологий участники отметили следующие: нейросети (в том числе ChatGTP, BingGPT и проч.) – 70,4%, интернет вещей (29,6%), машинное обучение и предсказательная аналитика – 40.7%), обработка текстов на естественном язык – 33,3%.

Сфера применения ИИ обширна: от переработки отходов и увеличения доли вторичного сырья до работы с альтернативными источниками энергии, телемедицины и онлайн-обучения. Кроме того, решения на базе ИИ помогают автоматизировать и оптимизировать рабочие процессы, а также кастомизировать продукты и услуги. Также 18,5% опрошенных компаний обратили внимание на важность обеспечения кибербезопасности своих компаний.

Справка:

Всероссийский фестиваль университетских технологических проектов HSE FEST — это ежегодное событие для научно-технологических стартапов, которые могут получить менторскую поддержку со стороны опытных и успешных бизнесменов и корпораций, а также привлечь внимание потенциальных инвесторов.