В современном мире роботизированная техника стремительно развивается и набирает всё большую популярность. Возможно, в недалеком будущем роботы смогут помогать родителям и воспитателям в их нелегкой работе с маленькими детьми. Дисней, будучи связанным с производством как детских товаров, так и роботизированной техники, стремится встать у истоков этой тенденции. Научно-исследовательская лаборатория компании проводит сразу три исследования, нацеленных на понимание и совершенствование взаимодействия детей с роботами и иной «умной» техникой.
Три исследования проводились одновременно как единое целое, но каждая их часть оформлялась документально по-отдельности. В исследовании приняли участие 80 детей – они выполняли небольшие задания, которые включали в себя общение и рассказы историй, а экспериментаторы тщательно документировали их результаты.
В начале эксперимента каждого ребенка познакомили с роботом по имени Пайпер, которым дистанционно управлял человек в другой комнате (для детей, конечно, это объяснялось волшебством!). Предварительно, робота запрограммировали определенным набором фраз для различных ситуаций. В идеале, он должен был использовать свои «знания» в общении с детьми – но было неясно, сработает ли это, ведь с детьми сложно что-то предугадать.
Вот что об этом говорят сами экспериментаторы:
Поскольку диалог человека с роботом сталкивается с проблемой долгосрочного взаимодействия, ключевым фактором является понимание того, как использовать предыдущий разговор для развития последующего диалога. Именно осознание того, помнят ли роботы, что мы говорили им ранее, влияет на то, как мы к ним относимся.
После того, как дети поздоровались с роботом, начался второй эксперимент – рассказ историй. Вот как описывают цель этого эксперимента исследователи:
Несмотря на ощутимый прогресс, робот остается несовершенным в распознавании речи детей и понимании семантики естественного языка. Это означает, что робот не сможет отвечать детям понятным им языком. Эти препятствующие факторы оставляют открытым вопрос о возможности осуществления полноценного общения между детьми и роботами.
Экспериментаторы предлагали детям добавлять новых персонажей в истории, которые те сочиняли. В некоторых случаях это влияло на весь ход рассказа («Представьте, что вы нашли котенка в пещере»), а в некоторых случаях – служило деталью («Пусть в вашем рассказе будет еще и котенок»). Цель заключалась в том, чтобы узнать, какая из ситуаций больше увлекала детей, о чем они будут охотнее разговаривать с роботом.
Дети младшего возраста испытывали затруднения при выполнении этого задания — видимо, потому, что задание требовало размышлений. Эксперимент показал, что при общении с детьми младшего возраста необходимо быть более чутким.
Когда дети закончили рассказывать роботу свои истории, Пайпер задал им три вопроса об их рассказах: общий вопрос, вопрос о каком-либо конкретном герое истории, и вопрос, подразумевающий проявление какое-либо чувства (например: «Надеюсь, котенок смог выбраться из пещеры, и с ним всё в порядке»). Затем последовало другое задание (совместная игра с роботом), после которого произошло взаимодействие между детьми и роботом, аналогичное предыдущему.
Затем последовал третий эксперимент, который можно описать, как «что было бы, если Даша-путешественница могла бы слышать ваши ответы на ее вопросы?».
Поскольку дети всё больше и больше смотрят мультфильмы и играют в игры на системах, обеспечивающих взаимодействие между пользователем и гаджетом – например, на планшетах и приставках – есть разные возможности вовлечь их в «диалог» … Мы провели три исследования для изучения того, насколько правильно может отвечать программа, как она будет реагировать на повторение вопросов, а также – в каких ситуациях есть бОльшая вероятность того, что дети захотят быть вовлечены в диалог.
Вместо того, чтобы ждать ответа пару секунд, в течение которых ребенок может просто промолчать, робот ждал ответа около 10 секунд, а затем продолжал говорить или просил ребенка ответить еще раз. Ожидание и подсказки определенно увеличили частоту ответов, но это не произвело значительного эффекта на качество обратной связи — например, робот не указывал на неправильные ответы.
После этого задания детям было предложено оценить Пайпера на дружелюбие, смекалку и другие черты.
Исследователи обнаружили, что при общении с Пайпером, дети старшего возраста предпочитали слышать от робота более «человекоподобные» ответы, в которых он использовал информацию из предыдущих разговоров – это оказалось очень важным для выстраивания диалога и взаимопонимания.
Результаты этого исследования важны не только для того, чтобы внедрить роботов в воспитание наших детей – до этого, всё-таки, еще далеко. Они необходимы и для того, чтобы сделать все взаимодействия между человеком и компьютером более естественными. Только, конечно, важно не переусердствовать. Вряд ли вам захочется услышать от Alexa или Google Home что-то вроде «эй, не хочешь послушать тот плейлист, который ты слушал на прошлой неделе, заедая огромной пиццей свою депрессию?» А то вдруг!
Также предполагается, что проведенный эксперимент может быть полезен для логопедов, на занятиях которых дети часто участвуют в подобных играх для улучшения дикции или понимания разговорной речи. Несложно представить, что использование «дружелюбного» искусственного интеллекта в таких ситуациях имело бы много преимуществ, а подобные эксперименты – лишь начало того, чтобы воплотить это в жизнь.