Дуг и Полли Уайт – американские предприниматели и бизнес-эксперты, владельцы малого бизнеса Whitestone Partners, авторы книги о развитии бизнеса «Let Go to Grow». Недавно на портале entrepreneur.com была опубликована их статья-размышление о частном предпринимательстве и сложности выбора при создании собственного бизнеса.
На написание статьи бизнес-чету вдохновил разговор со знакомым предпринимателем, владельцем (и единственным сотрудником) довольно успешной маркетинговой компании. Когда речь зашла о том, как поступать в случае необходимости дополнительной помощи, бизнесмен признался: периодически он временно нанимает профессионалов для выполнения работы, с которой не в состоянии справиться сам. Такой ответ навел Дуга и Полли на размышления: «Так он создал бизнес для себя, или для того, чтобы обеспечивать работой других?»
Мы бы хотели уточнить, что считаем любой из этих вариантов нормальным, но мы также уверены, что лучше придерживаться только одного, уже выбранного. Мы работаем с парой десятков небольших компаний. Многие из них состоят лишь из одного сотрудника – самого владельца, который выполняет небольшие задания для множества других малых и средних компаний.
Многие из подобных индивидуальных предпринимателей-одиночек до создания собственного бизнеса работают в крупных организациях. Некоторые увольняются с официальной работы с целью построить собственную компанию; кому-то просто не хватает свободы выбора в рабочей деятельности. Есть и те, кто создают собственный бизнес по необходимости: например, в результате сокращения штата или по личным причинам. Но всех этих людей объединяет одно: начав заниматься собственным бизнесом, они становятся частью экономики свободного заработка.
В Соединенных Штатах насчитывается более 28 миллионов малых предприятий. Большинство из них – это единоличные компании. Их владельцы не нанимают сотрудников и не расширяют свой бизнес.
При грамотном подходе, единоличная компания может принести своему владельцу немалый доход. Не стоит забывать и о других плюсах такой работы: свобода в выборе деятельности и принятии решений, гибкий график.
Категория «микро-бизнес»
Единоличные компании Дуг и Полли Уайт относят к категории «микро-бизнеса». Определяющей характеристикой микро-бизнеса является то, что владелец компании сам выполняет всю основную работу. У него могут периодически появляться помощники (фрилансеры, продавцы, ассистенты), но основную прибыль компании приносит непосредственно труд одного человека.
Ключом к успеху микробизнес-компаний является то, насколько хорошо предприниматель справляется со своей работой. «По нашему опыту, самая большая проблема владельцев микро-бизнеса — постоянный поиск заказов. Кстати, наша консалтинговая деятельность – это пример успешного микро-бизнеса. У нас есть один помощник по маркетингу, работающий на полную ставку, но основную работу проделываем мы сами», — пишут Дуг и Полли.
Расширение компании
Многие владельцы единоличных компаний предпочитают не расширять свой бизнес. Тем не менее, рост – неотъемлемое условие для достижения успеха, и порой работу необходимо делегировать. Владелец бизнеса, безусловно, должен контролировать работу своих помощников.
«Лично нам сложно принять решение о расширении нашего бизнеса по нескольким причинам. Во-первых, когда люди обращаются к Дугу и Полли за консультацией, им нужны именно Дуг и Полли, а не кто-то другой. Во-вторых, мы ограничены в финансах – на расширение компании нам просто не хватает средств. Поэтому Whitestone Partners остается микро-бизнесом», — объясняет чета Уайт.
Важно отметить, что в период расширения бизнеса роль предпринимателя кардинально меняется. Фактически, владельцу компании приходится отказаться от тех действий, которые привели компанию к успеху на предыдущем этапе. Успех микро-бизнеса зависит от того, насколько хорошо бизнесмен справляется с выполнением основной работы. Успех расширяющейся компании зависит от того, достойных ли сотрудников нанимает владелец. Необходимо быть готовым к таким переменам в обязанностях, предупреждают Дуг и Полли. Поэтому решение о развитии собственного бизнеса необходимо тщательно обдумать: если вам по душе просто печь торты, лучше оставайтесь в микро-бизнесе; если же вы желаете открыть пекарню, будьте готовы строить малый бизнес.
По словам бизнес-экспертов, многие предприниматели отказываются от решения о расширении бизнеса именно в тот момент, когда осознают весь груз ответственности.
Средний бизнес
Если вы добились успеха в малом бизнесе и приняли решение продолжать карьерный рост, вам придется стать частью среднего бизнеса. Малый бизнес превращается в средний тогда, когда между предпринимателем и его сотрудниками появляется еще одно звено: менеджеры. Владелец бизнеса переходит от управления рабочими к управлению менеджерами.
Для эффективного развития компании, владелец предприятия должен делегировать менеджерам полномочия на принятие решений. Это означает отказ от контроля за принятием этих самых решений, что часто бывает затруднительно для предпринимателей, привыкших самостоятельно контролировать всё происходящее в бизнесе.
«Неправильная делегация полномочий может привести к упадку бизнеса – мы слишком часто становились свидетелями подобного исхода. Чтобы успешно справиться с этим этапом в развитии предприятия, владельцу необходимо обеспечить наличие соответствующей инфраструктуры в компании. Что это означает? У вас должны быть профессиональные менеджеры, правильно оформленные документы, тщательно описанные рабочие процессы», — советуют Дуг и Полли.
Если вы хотите обладать свободой действий и гибким графиком работы, вам лучше оставаться в микро-бизнесе. Если вы хотите построить успешную компанию, вам придется стать частью структуры малого или среднего бизнеса. Переход от микро-к малому бизнесу можно считать завершенным тогда, когда вы делегировали бОльшую часть основной работы своим сотрудникам.
У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. Выбор должен быть осознанным – «вернуться назад» без потерь уже не получится. Если вы не уверены в том, какое решение принять, наймите опытного консультанта, с которым можно рассмотреть все варианты с учетом ваших желаний и навыков: это поможет вам выбрать то направление, которое будет подходить именно вам.