“Ленивый глаз” — или, по-научному, амблиопия — это нередко встречающаяся патология зрения у детей. Её суть заключается в том, что один глаз начинает видеть гораздо хуже второго. Это может происходить по разным причинам: например, из-за дисбаланса развития глазных мышц, наличия какого-либо заболевания в более слабом глазу или искажения восприятия зрительной информации мозгом.
Опасность такой проблемы заключается в том, что с течением времени мозг все больше и больше “полагается” на более сильный глаз, в то время как другой всё больше ослабевает — и в запущенных случаях это может привести к потере зрения.
Существует три классических метода коррекции амблиопии: ежедневно закрывать повязкой сильный глаз на несколько часов для тренировки мышц слабого глаза, использовать глазные капли или носить линзы.
Описанные методы лечения довольно неприятны для детей и выполняются ими неохотно — поэтому стартап Luminopia решил подойти к решению проблемы более интересным методом: он предлагает тренировать мышцы глаза с помощью просмотра видео через VR-гарнитуру с измененными параметрами передачи изображения благодаря специальному ПО.
Стартап был основан шесть лет назад студентами Гарвардского университета Скоттом Сяо и Дином Трэверсом. На поиски оригинального метода коррекции амблиопии их вдохновила история друга по университету, с детства страдающего данной патологией. По статистике, такая проблема со зрением встречается у 3 детей из 100 во всем мире.
Стартап разрабатывает специальный цифровой инструмент Luminopia One, с помощью которого дети смогут смотреть свои любимые мультики, фильмы или шоу через VR-гарнитуру с немного измененными параметрами, которые будут подстраиваться под проблемы со зрением у ребенка. Например, будет увеличиваться или уменьшаться контрастность части изображения, или некоторые части изображения будут вырезаться — это будет вынуждать слабый глаз работать наравне с более развитым. Компания уже заключила сделки с создателями детского контента вроде Nickelodeon и DreamWorks на предоставление более 100 часов “искаженного” видео.
В сентябре компания опубликовала результаты контролируемого исследования эффективности своего инструмента с участием 105 детей. Все дети на постоянной основе носили корректирующие очки, но 51 из них также смотрели видео с модифицированным параметрами (с помощью Luminopia One) в течение одного часа шесть дней в неделю на протяжении 12 недель.
По итогу исследования, дети в экспериментальной группе улучшили зрение на слабом глазу в среднем на 1,8 диоптрию — по сравнению с 0,8 диоптрий улучшения у тех, кто просто носил очки.
Стартап уже привлек около 12 миллионов долларов инвестиций на дальнейшее развитие своего проекта. Ключевой задачей компании на данный момент является получение сертификата FDA, который признает разработку эффективной и разрешит её официальный выход на рынок. По словам соучредителя Скотта Сяо, продукт может получить его уже к концу этого года.